Здоровьесбережение
Здоровьесбережение в ДОУ
Сегодня основная цель работы нашего дошкольного образовательного учреждения – предоставить ребенку наиболее благоприятные здоровьесберегающие условия для развития, которые характеризуются психолого-педагогическими условиями воспитания и обучения, содержанием и методами, характером взаимодействия педагогов с детьми и построением развивающей среды.
В последние годы в организации жизни детей в дошкольных учреждениях наблюдается значительное увеличение объема учебно-воспитательной работы в области сенсорного, умственного, всестороннего развития. При этом отмечается некоторая диспропорция между увеличением умственной нагрузки, которую ребенок получает в результате большого потока информации, и недостаточной двигательной активностью детей. Анализ ситуации, связанной с состоянием здоровья детей, показывает, что наиболее распространёнными заболеваниями среди детей являются дыхательные (бронхит, ОРЗ), зрения, желудочно-кишечного тракта, дефекты осанки (сколиозы, плоскостопие, кифозы).
Учитывая все факторы формирования организма ребёнка, индивидуальные особенности детей, коллективом нашего дошкольного учреждения, в сфере охраны и укрепления здоровья детей, решаются следующие:
Задачи:
- Охранять и укреплять здоровье детей:
- Совершенствовать их физическое развитие.
- Повышать сопротивляемость защитных свойств организма.
- Улучшать физическую и умственную работоспособность.
· Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
· Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни, как показателе общечеловеческой культуры.
· Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
· Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
· Способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний.
· Создать оптимальный режим дня, обеспечивающий гигиену нервной системы ребёнка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Для реализации задач намеченных программой в ДОУ созданы следующие условия:
· Имеется зал для физкультурных и музыкальных занятий, который оборудован необходимым инвентарём: гимнастическая скамейка, спортивные маты, гимнастическая стенка, имеются в наличии резиновые мячи, обручи, мешочки с песком, канат, кегли и другое необходимое оборудование, гимнастические мячи, скакалки.
· В каждой возрастной группе имеются маски для проведения подвижных игр, игр-забав. Уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
· Имеется подборка игр для развития основных видов движения, физкультминуток и пальчиковых игр.
· Проводится (1-2 раза в год) осмотр детей специалистами врачебно – физкультурного диспансера, а затем составляются списки детей, которым необходимо заниматься ЛФК. Данные списки передаются родителям, которые принимают необходимые меры.
· Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышает устойчивость к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребёнка.
В нашем ДОУ проводится комплекс закаливающих мероприятий:
- Соблюдение температурного режима в течение дня;
- Правильная организация прогулки и её длительность;
- Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;
- Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально);
- Ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье);
- Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);
- Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.
Большое внимание уделяется питанию. Детей кормят витаминными салатами, соками, фруктами. Каждая минута пребывания ребёнка в д/саду должна способствовать укреплению здоровья детей. Эта задача решается также в следующих направлениях:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- формирование представлений о том, что полезно, и что вредно для организма;
- выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения;
- обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах.
Для решения этих задач в д/саду созданы следующие условия:
В двух группах имеются отдельные спальные комнаты, где каждый ребёнок имеет свою кровать, которую ежедневно заправляет самостоятельно в старшем возрасте, следит за тем, чтобы она аккуратно и эстетично выглядела, расправляет складочки, морщинки. В младшей группе педагог обращает внимание на внешний вид заправленных кроватей, помогает детям, формирует мотивацию.
Перед сном дети стараются бесшумно заходить в спальню, тихо раздеваются и аккуратно складывают одежду на стулья, не мешая засыпающим детям.
Ежедневно педагоги прививают детям стойкие культурно-гигиенические навыки по уходу за своим телом, зубами, носом.
Огромную роль в укреплении здоровья ребёнка, развитии основных физических качеств, элементарных правил самоконтроля, играют физкультурные занятия. Планирование физкультурных занятий осуществляется в соответствии с требованиями, соответствующими возрастным особенностям детей. На занятиях соблюдаются все его части. Некоторые занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Специально подобранная музыка, как показывают наблюдения, создаёт положительный настрой у детей, увеличивает работоспособность, благотворно влияет на нервную систему и улучшает координацию движений. Эмоциональное благополучие ребёнка в д/саду достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников, в которых принимают участие и родители. Лечебно-профилактическую работу осуществляют: медицинская сестра, врач из поликлиники, курирующий детей детского сада. Валеологическое просвещение родителей направлено на создание доброжелательной психологической среды в семье.
В ДОУ соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников. Своевременно проводятся инструктажи, разработаны инструкции и правила по охране труда и технике безопасности. В детском саду соблюдаются санитарно-гигиенические условия - это питьевой, световой, тепловой, воздушный режимы. В ДОУ организовано 4 разовое питание согласно 10 дневному меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания, согласованного отделом санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты правпотребителя и благополучия человека по Челябинской области. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают соки или фрукты. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, фрукты и остальные продукты (творог, рыба 2-3 раза в неделю). Таким образом, детям обеспечено полноценное, сбалансированное питание.
В результате совместной работы медицинского и педагогического персонала по охране жизни и укреплению здоровья детей отмечается:
- снижение частоты заболевания на одного ребенка;
- снижение показателей пропущенных дней по болезни на одного ребенка;
- протекание заболеваний без осложнений в более легкой форме;
- повышение психоэмоционального статуса ребенка.
|